Музейные занятия


Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. (Пабло Пикассо)



Уважаемые родители, коллеги и прочие посетители этого блога!Эта страничка для Вас , если Вы  хотите   узнать,что же это такое -МУЗЕЙНОЕ ЗАНЯТИЕ и  чем оно отличается от простой экскурсии?Родители смогут увидеть наглядно, чему научились , что узнали , во что играли  ребята нашей группы на том или ином музейном занятии.А коллеги смогут кое-что взять на вооружение для себя и использовать в своей работе.

                                

           Музейное занятие от 5 мая 2018 г "Айны"


В ООМИИ им М.Врубеля начала работу выставка "Айны"
Этот загадочный древний народ , абсолютно самобытный и живущий и в настоящее время  на островах Японии и даже на Дальнем Востоке России давно интересует художников , ученых.


Интересны обычаи и традиции Айнов.Похожие и в то же время  отличающиеся от обычаев японцев.


Ребята узнали как добывали себе пищу Айны, как одевались.Чем отличались мужчины от женщин.Оказывается женщины Айны делали татуировку вокруг рта . И делают это до сих пор.


Айны рыбаки.И ребята рисовали карпов - рыб, которые по поверьям Айнов и японцев символизируют силу и мощь.



Многие художники отражают в своих работах обычаи и поверья Айнов.




Животным, которое боялись и почитали Айны был медведь.












Музейное занятие от 9 декабря 2017 г "Рыцари "


Итак, кто же такие рыцари? Когда они жили? Какими были? Чем занимались?Что носили? Обо всём этом мы узнаем, благодаря выставке оружия XV-XVII веков из собраний музея Эрмитажа,которые делятся с нами своими экспонатами.


Ведь всё так интересно!Рыцарский турнир!Зачем его проводили? Почему на коне рыцарей тоже доспехи?



Рассматриваем шит, шлем и кирасу рыцарей.




Рассуждаем, как удобнее было держать шит и не тяжело ли было рыцарю всё это носить на себе?



И, наконец, посвящаем в рыцари мальчиков! 



Эмоции перехлёстывают!Их нужно обязательно отразить в изобразительной деятельности.Какие замечательные рыцари получились!



                              

                                   

Музейное занятие от 28 октября 2017 г "Птицы.Звери.Рыбы"

С 12 октября 2017 г в музее начала работу выставка "Птицы .Звери .Рыбы".Что же интересного там приготовили для нас дошколят , музейные работники?


Часть экспозиции можно трогать руками.И это так здорово!Например макет оленного камня.

                        
Или посмотреть как на бумагу учёные переносят петроглифы времён неолита.



Рассматриваем изображение животных , птиц, рыб в народной игрушке,  керамических и деревянных скульптурах .



Например, вот такую птицу скопу , побеждающую волка

А как же назвать картины , на которых изображены животные и птицы?Пейзаж?Портрет?Натюрморт?Нет.Это анималистический жанр.




Вы думали И.Айвазовский рисут только море?Оказывается и животных!Вот таких баранов

Но больше всего нас поразила грациозность и красота лошадей!




Поэтому в творческой мастерской на многих рисунках были вот такие лошади!





                                     

Музейное занятие от 26 августа 2017 г "История игрушки"



С 13 июня в нашем Омском областном музее изобразительных искусств имени М.Врубеля работает выставка из Санкт -Петербурга "История игрушки ". Куклы бывают разные.

В такие куклы играли наши бабушки


С такими куклами играли крестьянские дети.




С такими куклами могли играть дети дворянские и купеческие


Кукол делали и для спектаклей( марионетки)

Ну и , конечно, игрушки делал народ из разных материалов- глины , дерева,Так возникали народные промыслы

                              Дымковская игрушка

                            Каргопольская игрушка

А также Богородские игрушки, Филимоновские и т.д
Раскрашивали их умельцы вот такими перьями или палочками.

Пробуем сами раскрасить Дымковскую игрушку.



Вот такие кони получились замечательные!





.
                                              


Музейное занятие от 6 мая 2017 г "Путешествие в Древнюю Грецию".

Итак, заглянем в далёкое прошлое при помощи картины.Вот мы и у подножья горы Олимп.на ней жили боги.


Рассматриваем одежду , жилища, занятия древних греков.Отмечаем детали.



Узнаём, что такое амфора, гидрия и другая посуда,которую использовали древние греки


Эту амфору сделал скульптор нашего времени .Она похожа на вазу в Древней Греции.Её можно и потрогать и понюхать.




 А  вот и настоящая гречанка!Оказывается тогу( одежду греков) можно сделать из куска ткани!





А теперь в творческую мастерскую!Будем сами украшать орнаментом греческим вазы.





                                              


Музейное занятие от 1 апреля "Двенадцать стульев из дворца".

Конечно , мы знаем , что такое мебель и дома у каждого есть стол,стул, шкаф.Но есть ли такой столик? Или такие кресла?


А может быть такие напольные часы с колоннами?



А кто нибудь бывал хоть раз в кабинете , где за таким столом глава семьи решал важные дела?



Как же выглядели эти джентльмены? Может быть так?


Или так?



В любом случае -это были серьёзные люди!

Идём в дамскую комнату.Как же выглядели дамы прошлого века?В каких креслах сидели?




Может так? 


Или так?







                                        Вели светские беседы!


А вот мужчины и женщины беседовали на таких козетках!




Проходим в гостиную Каких только стульев из дворца там нет!


Даже такой трон императрицы Александры Фёдоровны.




Столы для фуршета.


И пока взрослые бы пили шампанское, мы бы залезли поиграть по такой стол!



Домашнее задание:  предложите детям отразить свои впечатления в предложенных раскрасках со стульями из дворца.




Музейное занятие от 11 февраля 2017 г "Пейзаж- что это такое?"

Мы уже хорошо знаем , что такое портрет, натюрморт.А вот что такое пейзаж?Надо подумать!



Рассматриваем картину художника Воробьёва "Вид на Иерусалим".Внимательно отмечаем все детали.



На пейзаже должна быть всегда природа- земля, небо,деревья.


Или море.Например такое спокойное ,как на картине Айвазовского "Вид на восточный город".


Как хочется потрогать это море руками!Но картины нельзя трогать.А вот и нет!К картине сделан объёмный макет .Трогай волны сколько хочешь!




Какие огромные волны на картине Айвазовского "Буря на Чёрном море".



!Пробуем  сделать  волны сами.





Наши волны вынесли на берег что то интересное!Да это камни и ракушки .потрогаем и послушаем их.



На пейзаже может быть лес.Как на картине Шишкина.Вот какая птичка-свистунья  вылетела из леса!


Попробуем сами нарисовать пейзаж.Может попробовать нарисовать красивый закат?





 Вот какие мы художники -пейзажисты!












Музейное занятие от 10 декабря 2016 г "В горнице моей светло".


Из чего же можно построить дом?  Дерево-самый лучший материал.Обследуем сосновый брусок-какой он?




Вот такие дома раньше строили из дерева.Рассматриваем макет деревянной избы.



                                                        Можно и  сесть поудобнее!

 А это дом конструктор.Какой захотим , такой и построим!

         

 Зачем нужны ставни? Что такое очелье? Нам интересно всё!




Красивыми могут быть и деревянные двери!Какие люди могут жить в таком доме?



Рассматриваем ставни и очелья с разными узорами.




А теперь заглянем вовнутрь!Что такое -красный угол!Ну ,конечно, это самое красивое место в избе!



                 Здорово сидим! А за окном петухи поют!



А теперь будем рисовать свои окна со своими ставнями!











                                                 Вот какое красивое окно!

















                                         
                                                                            

                                                        

           
Музейное занятие от 1 октября 2016 г "Портрет-что это такое?"

И вот прошло лето и мы, став взрослее на год, снова пришли в музей!Настроение перед началом музейного занятия у всех разное!
                              Чуточку грустное



                             Или очень оптимистичное    





                                 Бывает настроение очень серьёзное



                  Но все одинаково готовы воспринимать прекрасное! Итак-что же такое портрет? Вот в чём вопрос!



             Рассматриваем портрет царицы Екатерины.Ничего себе!Можно даже потрогать руками настоящую корону!




                                А если примерить? Вот они цари и царицы!




Как одевались цари и царицы?Из какой посуды обедали?Как отличить предмет для дворца от предмета, которому там не место?




И наконец!Кто рисует портреты?Даже портреты цариц?Ну , конечно- художник!

                         Костюм подошёл- не хватает палитры!


                       Даже воспитатель в недоумении!Что происходит?




          Ах!Татьяна Васильевна превратилась в даму из прошлого !



       Срочно в творческую мастерскую рисовать портреты!


Кто то рисует воспитателя, кто то свою маму в платье царицы, а кто то отражает свои впечатления после рассматривания картины  с настоящей царицей!







Ах!Какие замечательные портреты цариц получились!








Домашнее задание:Уважаемые мамы и папы.Вместе нарисуйте ещё портреты родных или знакомых.Мы ещё не художники.Мы только учимся Творческих успехов!






Музейное занятие от 11 июня 2016 "Русская матрёшка"

12 июня вся наша страна отмечает праздник День России .На музейном занятии мы знакомимся с основным символом России-матрёшкой.



Матрёшка-это большая семья, в которой все дружно живут.Оказывается есть и матрёшки  "мальчики"!



 Отгадывая загадки про матрёшек, можно и подумать, а мы дружно живём в нашей семье -группе "Колокольчики"?



Старшие ребята помогают младшим .Как это здорово!



Просматривая фильм знакомимся с технологией изготовления матрёшки.



Ну, что то засиделись !Раз, два, три и вот у нас живые матрёшки танцуют!


 Матрёшки танцуют , а мальчики скучают.Непорядок!




А пусть мальчики играют матрёшкам на ложках деревянных!




 Ноги сами пускаются в пляс!



Матрёшки бывают разные!




Мы сегодня знакомимся с Семёновской матрёшкой!А так хочется нарисовать свою-Дианину, Анюткину ,Максимкину.....!





Вот какие мы дружные и творческие!






Музейное занятие от 30 апреля 2016 г -"Храм в искусстве"

Каждый гражданин нашей страны , даже маленький, должен быть знаком с культурой России, её традициями , обычаями.
Очень трудно объяснить малышу такие понятия , как православный праздник Пасха, икона, бог .Поэтому накануне праздника , мы с удовольствием посетили выставку работающую в музее с 21 апреля "Храм в искусстве"

Чем же отличается обычный дом от храма, почему его так назвали-эти вопросы очень волнуют наших малышей.


Перед вами большая магнитная доска , где храм (Успенский собор города Омска) можно буквально разобрать на части и смоделировать свой храм.


Все части храма можно потрогать !Развиваем воображение,играем в архитекторов. Узнаём, что такое купол, слухи, колокольня и т.д)




Чем же икона отличается от обыкновенной картины?Рассматриваем заготовки для икон и , конечно , настоящие старинные иконы .



Рассматриваем макеты разных храмов, учимся подмечать яркость , красочность русской храмовой архитектуры ,считаем луковицы(купола), сравниваем.


Наконец то переходим в нашу творческую мастерскую .Будем делать пасхальную поздравительную открытку.


Работа кипит! Отражаем все свои эмоции и впечатления , раскрашивая храм по собственному замыслу.








Домашнее задание:    погуляйте по городу с малышом в ближайшие выходные.Обязательно подойдите к Успенскому собору(возле кинотеатра Маяковский).Пусть малыш Вам покажет купол, звонницу, послушайте колокольный звон.

                                               

Музейное занятие от 5 марта 2016 г "Для милой мамочки цветок".

Наверное, цветок-одно из самых прекрасных творений,созданных природой.Что можно с ним сравнить?Только наших деток!Развиваем воображение.Чем не цветок?Малиновый бутон на зелёном стебле.Посуда , расписанная цветами менее выигрышна!


Вспоминаем названия знакомых цветов.Рассматриваем их живые и на картине художника М.Врубеля.Учимся сравнивать.Чем похожи и чем отличаются.


Цветок может быть не только на картине художника, но и сделан из камня.Рассматриваем старинный комод, украшенный каменными цветами.


Скоро праздник 8 марта.Цветок, сделанный своими руками -неплохой подарок для мамочки.

В нашей творческой мастерской царит особая "цветочная" атмосфера.Её создают слайды на экране с репродукциями картин с цветами, музыка и детские улыбки!




Очень стараемся!Ведь это для милой мамочки цветок!




                                                   



Музейное занятие от 13 февраля 2016 г"Знакомимся с профессией -художник"


Идём уже третий раз на музейное занятие.Никто уже не боится и не плачет.




Вспоминаем картину, которую рассматривали в прошлый раз.Что изменилось?Что увидели нового?




Что такое натюрморт?Какие фрукты удивили художника?Почему?




Чем же ещё может рисовать художник?Рисуем углём.




Такую большую картину можно нарисовать только такой большой кисточкой.


А вот такая настоящая палитра художника!





 Пробуем сами стать художниками .Рисуем пастелью.Не боимся испачкать ручки!


Вот такие птички у нас получились!Да!Нелегка профессия художника!


                                   

Музейное занятие "Стать художником хочу, пусть меня научат!"от 5 декабря 2015г.

Очень много интересного можно увидеть и узнать в музее.Например:как художник "нарядил" такой красивый комод?Какие узоры на нём?




Или  :Почему у ваз такие ручки?Может они удивились, что такие хорошие ребята к ним пришли в гости?


Очень интересно,долго ли художник рисовал такую большую картину?


А можно попробовать порисовать самим!Только вот незадача:карандаши и краски забыли в детском саду.Чем будем рисовать?ПЕСКОМ!









Но сначала разомнём пальчики!




                    Вот какая красота получается! 










Музейное занятие "Мы пришли в музей" от 10 октября 2015 г

Вот такими малышами мы впервые приходим в музей.Хочется пошуметь, побегать, многое хочется потрогать!Но  великая сила искусства завораживает малышей!И даже совсем не страшно оставить маму и папу в фойе  музея!



Столько эмоций!Так интересно и  немного страшно  потрогать  кисточку, палитру настоящего художника, посмотреть какими красками он рисует.



Мы такие маленькие, но уже учимся внимательно рассматривать картины в музее!В этом нам помогает музейный педагог.




Пытаемся запечатлеть эмоции и впечатления в творческой мастерской.Декорируем вазы и обязательно покажем их маме и папе!Моменты творчества!


А что там рисует сосед по цеху?Очень любопытно!


Конечно нам ещё далеко до художников -декораторов, но мы очень старались!


Рекомендации для родителей:побеседуйте с ребёнком,что ему больше всего понравилось, запомнилось на самом первом музейном занятии.Рассмотрите вместе вазу, которую малыш украсил, попробуйте её обыграть, наклеить к примеру на лист бумаги большего размера и "поставить"(приклеить) в вазу осенние листья, цветы  и обязательно принести  в группу.Творческих Вам успехов!



Музейное занятие "История в деталях"( от 31  января 2015)

С чего же начинается музейное занятие? Конечно с повторения правил поведения в музее.(Что -то можно трогать, а что-то нет, где -то можно пошуметь, а где-то лучше послушать и т.д)

Цель этого занятия была -учить детей внимательно рассматривать картину, замечать мелкие детали на заднем плане, пополнить словарь новыми словами и конечно  через игру поближе узнать , что же такое- натюрморт, и попытаться самим составить и нарисовать свой натюрморт.

Внимательно рассматривать картину, рассуждать мы учились на примере портрета Екатерины II.Ребята узнали, что такое скипетр, мантия, двухглавый орёл, орден Андрея Первозванного и т.д..Затем мы играли в игру "Фотоаппарат"( кстати ,родители, попробуйте поиграть с вашим ребёнком в эту игру дома, прекрасно развивает внимание).Ребёнок смотрит 1 минуту на картину, а затем отворачивается и мы все вместе  задаём ему вопросы по этой картине.

Затем мы разбились на 2 группы и учились составлять из предметов натюрморты.





Это  первая группа   составляет  натюрморт "На завтраке"

"
              Это 2 группа составляет натюрморт "В мастерской художника".





              Это мы в нашей творческой   мастерской.
Вот такие замечательные натюрморты мы рисуем!



Музейное занятие "Красота цветка"(от 28 февраля 2015 г.)

Музейное занятие начинается с вопроса-Почему художники так часто рисуют цветы?-Какие ребята знают цветы?-Какие сказки читали, где цветы были живые или играли немаловажную роль? 
 Далее рассматриваются картины в музее, разных художников, на которых изображены цветы.Это и картины К.Коровина и триптих М Врубеля "Цветы", картины  XVII  века,комоды  и мебель с изображением цветов.
Ребята вспоминают, что такое натюрморт, что такое переходный цвет и , конечно , с нетерпением ждут, когда же в творческой мастерской приступят к изготовлению своих цветов ,для мам и бабушек к празднику 8 Марта!

Вот такие замечательные цветы выполненные в технике мятой аппликации, мы им подарим к 8 Марта!








Музейное занятие от 28 марта 2015 г. Тема "Выставка про сказку или путешествие в тридевятое королевство"

Только заглянув в выставочный зал ребята сразу попадают в сказочную атмосферу, созданную руками необыкновенных музейных педагогов ООМИИ им М.Врубеля.




Выбираем способ путешествия по сказкам.Останавливаемся на клубочке с нитками.



Ребята вспоминают знакомые сказки , пробуют сочинять свои , рассматривая дымковские и филимоновские игрушки, игрушки созданные музейными работниками.





Вот мимо  какой  избушки на курьих ножках мы идём.Пробуем представить портрет обитателя этого домика..




Если устали , то можно и посидеть , а заодно и поиграть!
А ещё пробуем догадаться почему у кукол нет лица?





В конце занятия нам разрешают поиграть с богородскими игрушками.




Музейное занятие "Пасха -праздник радости"(от 11 апреля 2015г)
Нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с основами православной культуры? Вот в чём вопрос!
Опыт показывает, что нужно! Во- первых  ребёнок знакомится с обычаями и традициями своей страны,во -вторых  через рассматривание  старинных икон, пасхальных яиц и проч.,у ребёнка развивается художественное восприятие, а в-третьих-воспитывается уважение и любовь к ближнему.



Наша творческая мастерская по изготовлению пасхальных открыток в конце экскурсии



Великая сила искусства! Все ребята, без исключения,принимают активное участие и в беседе ,и в работе мастерской.



Работа кипит! полёт творчества!



Как это здорово иметь огромное сердце!!!!!!





Музейное занятие "Мы -археологи!"(от 2 мая 2015г).

Кто же такие археологи?Что они раскапывают? И что могут раскопать археологи на севере Омской области?
На все эти вопросы мы с ребятами  получили ответы в ходе этого замечательного музейного занятия.
После рассматривания предметов, найденных археологами на севере Омской области(украшений ,  пряжек, мечей, и т.д) мы сами решили откопать что нибудь интересное.



Главное не торопиться и запастись терпением!Ура! Что то нашли! Это ГРИВНА -украшение вождей.

А теперь учимся рисовать на песке как древние люди.
Ах! как это интересно!Но сначала разомнём пальчики.




 Замечательные песочные рисунки получаются!





4 комментария:

  1. Только у такого чудесного педагога могут быть такие талантливые дети!

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательное занятие о матрешках!

    ОтветитьУдалить
  3. Меня тоже заинтересовала данная тема. Для себя взяла много полезного, а именно какие формы занятий и приемы можно использовать в музейной педагогике. Спасибо!

    ОтветитьУдалить