методическая тема




Инновации-это хаотическое движение в правильном направлении(Кузьминов Я.И.)







Реализация музейно педагогической технологии в ДОУ через различные формы и приемы:

https://youtu.be/8HeKIHIJ2II


               

Приёмы развития восприятия художественных произведений у детей  дошкольного возраста
              
Мастер класс от 27 ноября 2018 г для преподавателей педагогических ВУЗов  Сибирского Федерального Округа на олимпиаде студентов –дошкольников.



https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vRPZfzlosPhBRw4dYIvLtgVZ3Vy0Fj97Rc8Jg1ABbur-ChPnM12J0iT71rFCOCJbw/pub


                         


Мастер класс от 29 марта 2018 u  по картине Константина Алексеевича  Коровина «Розы» - «Рисунка нет,есть только цвет в форме»( в рамках работы ассоциации молодых педагогов "Территория молодых"(ЦГР иГО "Перспектива" в ООМИИ им.М.Врубеля)




На магнитной доске висит репродукция картины , закрыта ватманом, виден только фрагмент репродукции.
Прием «Акцентирования»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня у нас есть уникальная возможность не только применить на практике основные приемы музейной педагогики , рекомендованные разработчиками программы «Здравствуй музей!» при рассматривании с дошкольниками репродукций , но и вживую увидеть в музее эту картину, и сравнить своё восприятие .Название картины я вам пока не скажу, вы попробуете дать название картине сами, и затем сравнить его с авторским.
Свой мастер класс мне хочется назвать словами русского художника , чью картину мы будем сегодня рассматривать- К.А.Коровина «Рисунка нет, есть только цвет в форме». И, наверное, вы сможете предположить, о чем бы мы разговаривали с детьми при рассматривании этой репродукции? (  Ответы: о цвете ).Конечно, цель этой деятельности будет познакомить детей с цветом, а в частности, с его холодными и теплыми оттенками.
Итак, с чего же мы начинаем. С приема «Акцентирования». Дети не видят всю репродукцию, а только ее часть. И пытаются по фрагменту предположить, что там изображено. Что дает этот прием?(ответы-развивает воображение, акцентирует внимание детей, развивает умение выдвигать предположения, да и просто дает возможность заинтересовать детей).Что же изображено на картине?( все возможные ответы. А по жанру? А какое время года?).
Убираем ватман. Что мы видим?  Совпали ли или нет наши предположения?(Ответы все)
Прием «Вхождения в картину».
Следующим шагом в этой технологии является прием вхождения в картину. Детям при помощи воображения предлагается представить , что они очутились внутри картины. Предлагается сказать волшебные слова, открыть ключом воображаемую дверку, выпить как Алиса уменьшающий напиток .Способов много. Цель одна –мы внутри картины.
-Что вы видите перед собой вблизи? А на дальнем плане?
-Чем пахнет? Что слышите?-
-Тихая картина или громкая? Холодная или теплая?
-Что чувствуете?(все ответы)
«Прием экспериментирования»
К.А.Коровин очень много написал натюрмортов на цветочную тематику. Особенно сильно художнику нравились розы-величественные, изящные, признанные королевы среди цветов.Розы на картине завораживают своей красотой. Но какая это красота –холодная или теплая?(ответы).Чем необычны эти розы?(ответы).Вам не кажется , что от картины веет холодом? А ведь розы цветут летом .Почему же нам так холодно?(ответы)
Действительно цвет бывает холодный и теплый. И художник использует  в основном холодные цвета и оттенки белого, голубого, синего. Кажется , что от картины исходит настоящий холод и если мысленно прикоснуться к ней, то можно почувствовать гладкую поверхность льда.Даже небольшие пятна бордового и зеленого выглядят холодными в сочетании с подавляющими холодными цветами. И для того , чтобы более полно прочувствовать , прощупать цвет руками мы используем следующий прием «Прием экспериментирования». Предлагаю выйти 6  человек фокус группы.
На столе лежат 2 листа  белой бумаги, клей  и кусочки цветной бумаги разных оттенков теплых и холодных. Фокус группе предлагается нарисовать две розы, одну холодную, а другую теплую. при помощи кусочков бумаги. Первая группа рисует, подбирает кусочки холодных оттенков, а вторая теплых. И сравним потом две розы. Предлагается в помощь палитра холодных и теплых цветов. Участники фокус группы берут кусочки бумаги, сравнивают с палитрой и рисуют розы.
Пока фокус группа работает .Аудитории задается вопрос. Что нам дает прием экспериментирования? Нужен ли он при рассматривании с детьми картины?(ответы)
Прием экспериментирования не только позволяет тактильно потрогать картину, не только способствует развитию познавательного интереса детей, так как мы экспериментируем не только с цветом, но и со звуком, с тенью или цветотенью, с фактурой ),но и способствует более точному созданию изображений детьми в ИЗО деятельности. Так как экспериментально доказано , что для создание изображений  требует , чтобы дети отчетливо представляли те предметы или объекты, которые будут изображать. Казалось бы несочетаемое-искусство и эксперимент.Но иногда бывает очень интересно отходить от канонов. К.А.Коровин  учился в МУЖВИЗе  , в котором очень сильны были традиции академического рисунка. Его учитель как то на лекции сказал «Рисунок это первое в искусстве..», на что Коровин парировал «Рисунка нет , есть только цвет в форме».Так  появился художник импрессионист .
Это сравнение можно отнести и к педагогике, отходить от канонов, сочетать несочетаемое. И это обязательно даст что то новое . то что от нас требует время и Стандарт-гибкость и инновацию.
Фокус группа показывает свои розы. Обсуждаем, какая роза холодная а какая теплая. При помощи чего удалось это сделать?(оттенков теплого и холодного цвета).И у нас получилось два цвета в форме- холодный и теплый.
Прием «Сочинительства»
Последний прием –это прием сочинительства, когда дети сами дают название картине на основе всех своих впечатлений и затем уже сравнивают с авторским названием.
Аудитория предлагает свои варианты названий картины. Авторское название картины мы сможем увидеть в 8 зале музея.
Рефлексия:
В завершении мастер класса, я бы хотела вас спросить каким основным приемам рассматривания картины мы сегодня научились?
О чем эта картина Коровина?(ответы).О розах?
О красоте быть может. Художник подчеркивает не сами цветы ,а их холодную красоту и независимость.
А может быть она про одиночество, ведь можно быть красивым, независимым, но таким одиноким.
А может она про скоротечность времени.
Коровин говорил, что каждое место на земле-имеет особый ход времени.Музей, на мой взгляд,это то место где время останавливается .И красота, пусть и холодная порой, не увядает.и мы может привести в музей маленьких детей , которые могут не только увидеть, но и потрогать эту красоту при помощи приемов музейной педагогики. И эта красота будет не одинока, не недоступна. И спасибо музеям за эту возможность быть ближе нам дошкольникам к этой красоте.
В заключении идем смотреть картину в 8 зал.




Февраль 2021 - мастер класс на Родительском Форуме "Воспитание и развитие детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики" (ОМГПУ)



Текст мастер класса :





               

Мастер класс "Воспитательный ресурс музейно-педагогической технологии" на XIII педагогическом марафоне в ИРООО.

Презентация по ссылке :

https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vSR8OgfUjy353ToHBrKfUK-oOLpzYVQQbcDzPn_dkvs8rOxqRgLtD6VMmwW1j-fyoksBwX47inb2Jxj/pub?start=false&loop=false&delayms=3000

Ход мастер класса:
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию  мастер класс, который будет затрагивать ОО «Художественно-эстетическое развитие дошкольников».
Как бы не менялось название нашей деятельности с детьми –Непосредственная ОД ,Непрерывная ОД, тем не менее  мы  всегда планируем три вида задач .Каких? (зал отвечает-образовательных, развивающих и воспитательных).
2 слайд
Обмен опытом с коллегами показывает, что  затруднения, при планировании деятельности с дошкольниками по ОО»  «Художественно-эстетическое развитие» ,  возникают именно с воспитательными задачами,  которые , на мой взгляд, являются порой приоритетнее, чем образовательные.
 Музейная педагогика всё активнее входит в ДОУ  и мы сейчас  попробуем рассмотреть, какие воспитательные задачи можно планировать при  рассматривании с дошкольниками репродукций картин и книжных иллюстраций  .Этот мастер класс будет полезен ,я думаю, не только педагогам, но и всем у кого в семье есть дети дошкольного возраста, и постараюсь построить его так, чтобы он заставил задуматься даже тех, кто не относит себя ни к тем, ни к другим.
Мне нужны помощники в количестве 6 человек.  Перед вами 6 репродукций картин известных художников и за 2 минуты вы должны предложить аудитории -несколько воспитательных задач, которые можно планировать в ходе рассматривания  этих репродукций с дошкольниками .Многие  картины Вам хорошо знакомы, некоторые вы увидите ,может быть ,в первый раз, но все  эти репродукции  взяты из визуального ряда , рекомендуемого разработчиками парциальной программы «Здравствуй, музей!» именно для дошкольников.
Пока наша фокус группа работает, я предлагаю ответить на такие вопросы, согласны ли вы с точкой зрения Л.НТолстого 1.«Самое главное –это нравственное воспитание детей»?
2. Можно ли сказать, что  именно в искусстве заложен мощный воспитательный ресурс? Почему вы так думаете? Зачем мы приводим детей в музей?(ответы зала)
Художник Василий Дмитриевич Поленов, считал, что искусство должно давать людям радость и надежду, иначе в нём нет никакого смысла.
3 слайд
А теперь попросим  наших помощников(фокус группа) поделиться с нами своми мыслями . какие бы воспитательные задачи они планировали бы, рассматривая с дошкольниками эти репродукции.( Ответы участников фокус группы +слайды репродукций .Обсуждение.)
Григорий Григорьевич Мясоедов «Страдная пора .Косцы»
  Художник подчеркивает монументальность и величие образа страны и рождает удивительное чувство патриотизма. Радость труда и любовь к своей земле, благодарность за ее плоды - вот истинный сюжет работы.
Картина воспитывает  любовь и уважение к крестьянскому труду, являющемуся в конце 19 в. основой существования российской империи. Этим произведением автор показывает нам светлую красоту и величие крестьянского подвига.
На сегодняшний день существует специальная техника, собирающая рожь на российских полях, но от этого крестьянский труд не стал легче, до сих пор он считается одним из наиболее утомляющих и подрывающих здоровье занятий.
Бережливое отношение к хлебу.
Слайд4
Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»
-воспитание патриотизма
-бережное отношение к произведениям искусства(18 лет писал картину)
- уважение к защитникам Родины, к памяти павших воинов
Богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

СЛАЙД 5
Борис Михайлович Кустодиев «Японская кукла»
-воспитание бережного отношение к игрушке
- умение самостоятельно находить  интересные занятия
- уважение к людям разных национальностей и их обычаям

СЛАЙД 6
Иван Яковлевия Билибин «Во всё время разговора он стоял позадь забора».Иллюстрация к  «сказке о царе Салтане»А.С.Пушкина
-воспитание этических норм: А хорошо ли подслушивать?
- воспитание уважения и любви  к древнерусскому фольклору, костюму, обычаям, сказке, которые многие современники  воспринимают как архаичное и давно утратившее свою актуальность.

СЛАЙД 7
Василий Дмитриевич Поленов  «Горелый лес»
Лес грозит обгорелым пальцем человеку.
-воспитание  бережного отношения к живой природе .Вот что может сделать с лесом непотушенный костёр
- воспитание умения  сопереживать, сочувствие
Мы говорили что искусство должно давать радость и надежду. Именно в этой картине в чём надежда ? .Зелёная трава, молодая поросль внушает надежду.

СЛАЙД 8
Зинаида Евгеньевна Серебрякова»  « За завтраком»
-  воспитывать стремление к  опрятности, аккуратности, навыки культуры поведения
- любви к близким
За семейным обеденным столом трое ребятишек ожидают трапезу. Один мальчик пьет воду, другой начал есть суп, а малышка, положила свою ручонку прямо на тарелку, ожидая чего-то вкусненького.  Стол накрыт не клеенкой, как в большинстве домов в целях практичности, а белой накрахмаленной льняной скатертью. Видно, что в этой семье детей с первых дней их жизни приучают видеть красоту во всем окружающем их мире.
 Зинаида Серебрякова изобразила непросто портрет троих детей, а целую картину, произведение, пропитанное семейной теплотой и любовью.
СЛАЙД 9
Благодарю фокус группу за работу и попробуем все вместе посмотреть чему мы научились  и попытаемся спланировать воспитательные задачи на примере   картины художника А.И.Куинджи . по которой я в Москве показывала НОД .
-воспитание патриотизма (берёзы символ России)
-бережного отношения к природе
-культуру поведения в лесу(красиво смотрелись бы разбитые бутылки, пакеты с мусором .Вы бы в какой лес хотели прийти?)
-воспитание бережного отношение к предметам искусства. Интерес к народным промыслам  .Каким ?Изделия из бересты.
Рефлексия
А теперь попробуем снова вспомнить вопрос, прозвучавший в самом начале мастер класса –Какой воспитательный ресурс заложен в искусстве ?(ответы)
Искусство всё пропитано идеей воспитания, его добротой, красотой и заключённой в нём гармонией.
Планирование восп.задач зависит от вашего воображения, развитого художественного восприятия дошкольников. Существует много приёмов для развития ХВ у детей, и один из них приём ассоциаций. Попробуем применить этот приём сейчас.
На мастер классе в Москве я сравнивала  с образованием картину Левитана «Озеро.Русь.» .
Попробуйте ответить на вопрос: какую же репродукцию из рассмотренных нами сегодня  на этот раз я предлагаю сравнить с образованием?(ответы)
Почему нет единого мнения?(у всех разное худ.восприятие)
Мне кажется это картина «Страдная пора. Косцы» . Ведь что посеешь, то и пожнёшь. Что заложим мы своим ежедневным , кропотливым трудом в сердца и души маленьких граждан нашей огромной страны, то и пожнём. Картина вызывает любовь и уважение к нелёгкому, ежедневному труду простого рядового  воспитателя или учителя, являющемуся основой существования всей педагогики в целом. На ниве педагогики трудится и молодёжь и стажисты. Историки говорят, что цивилизация-это не красивые строения в столицах, не исправно работающие социальные институты, не последние хай тек технологии, а это тексты которые читаю школьники в учебниках , и те мысли, что вкладывают в их умы педагоги. Мы в ответе за нашу цивилизацию!

Благодарю за внимание


                           


Уголок прекрасного в группе



Подборку дидактических игр, игровых упражнений, бесед к образовательным ситуациям "У самовара" и "Сказки народной игрушки" , смотрите   далее  






Одним из требований при реализации программы "Здравствуй, музей!"(разработана педагогами отдела "Российский центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея-СПб, и педагогами кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И.Герцена)

-организация обогащённой эстетическим компонентом предметно-развивающей среды в группе  детского сада.

Так в группе  у нас появился "Уголок прекрасного".
На стене, на уровне глаз ребёнка, в   фото рамках, помещены репродукции картин, фотографии предметов  , народных промыслов .(Не более 6-8 )
Наглядность  осуществляется на материале коллекций Русского и других отечественных музеев, достопримечательностей родного города Омска, природных объектах.
Список литературы и дидактических пособий можно увидеть на сайте www.muzped.net
Репродукции подбираются по Образовательным ситуациям определённой темы , которые мы рассматриваем с детьми  не только в ходе кружковой работы "Мы входим в мир прекрасного", но и в НОД в по разным образовательным областям, в первую очередь, по ОО"Речевое развитие"

Тематика может быть разнообразная, строится с учётом интересов и запросов детей.Смена  выставки  производится 1 раз в месяц.К каждой репродукции, фотографии подбираем игры , игровые упражнения, этюды, беседы и т.д., направленные на речевое развитие дошкольников.Это даёт возможность не только приобрести художественно-эстетический опыт детьми старшего дошкольного возраста, но  развивать у них речь, побуждать выражать впечатления в разнообразных видах деятельности , вызывать интерес к их рассматриванию  и использованию в играх  побуждать ,проявлять инициативу, самостоятельность.
                              


                                                                                                 
Подборка игр к репродукциям и фотографиям по образовательной ситуации"Сказки народной игрушки"

Презентация по ссылке :

https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vRn9qKXLehZMVWO63k5bj5iGqfnWMUKGXB8ZwASKpSCy0k7a-Sbd0KFlX-dSo8sZT777CH1-qjDWVd9/pub?start=false&loop=false&delayms=3000

Образовательные ситуации «Сказка народной игрушки»
1.Вспомнить название сказки.
2.Описать понравившуюся игрушку.
3.Вспомнить эпизод из этой сказки.
4.Уточнить название промысла.
5.Выбор «Игрушки дня»
6.Чтение сказки(в группе или дома.Родителям тоже
сообщается «Игрушка дня»
7.Беседа :какой материал выбран для игрушки?
(дерево, глина и т.д.)
8.Игра «Узнай и назови»(дети по описанию находят игрушку)
9.Составление загадок, подборка пальчиковых игр, чистоговорок к «Игрушке дня»
10.Игра «Магазин»( педагог в роли продавца, а дети в роли покупателей).
Педагог спрашивает, какую бы игрушку хотел купить ребёнок и задаёт вопросы:
-Для чего нужна эта игрушка?
-Предлагает купить игрушку в названии которой есть определённые звуки .
-Предлагает купить игрушку , название которой состоит из 2, 3, 1 слога.
-Продает игрушку только после того, как ребёнок составил предложение с названием этой игрушки.
11.Игра «Кто больше».Детям предлагается назвать как можно больше слов по определённой игрушке.
12.Игра «Прятки»
Педагог загадывает игрушку: «Эта игрушка между … и …, или Эта игрушка под … и над …»
13.Игра «Правила»
Детям предлагается подумать , о каких правилах поведения говорится в той сказке, откуда пришла игрушка?(«Колобок», «Репка», «Конёк-горбунек» и т.д.)


Игра «Назови картину»:
Ребёнку предлагается дать своё название картине (скульптуре и т.д.), а затем сравнить название своё с авторским.
Игровое упражнение «Спрятанная вещь»
Ребёнку предлагается найти в картине изображение определённого предмета (цветка, животного и тд.) и рассказать  о нём.
Игра «Экскурсия»
Выбирается ребёнок –экскурсовод, который будет проводить экскурсию в «Уголке прекрасного».Все остальные дети-посетители музея..После проведения игры можно выбрать самого любознательного посетителя, самый интересный рассказ экскурсовода.
Приёмы  , используемые при рассматривании репродукции, игрушки и т.д.
1.Вхождение в картину.
Детям предлагается представить себя внутри картины(можно использовать определённые чистоговорки(волшебные слова), чтобы картина пропустила вовнутрь.Предложить рассказать ,что они видят, услышали, почуствовали и т.д.
2.Акцентирование
С детьми рассматривается только фрагмент воображаемой картины и воображается другая, невидимая часть.После чего рассматривается вся репродукция.
3.Сравнение.
Используется для рассматривания с детьми двух близких по сюжету, но отличающихся по настроению, используемыми средствами выразительности и т.д.
4.Ассоциации.


Детям предлагается услышать воображаемую музыку внутри картины, уточнить какая она тихая или громкая, медленная или быстрая и т.д.Попробовать выбрать линию, которая подходит для того или иного педмета или действия в картине.(Какой линией можно изобразить тишину, а грохот, а полёт шмеля и т.д.)

Образовательная ситуация «Емеля на печи»
1.Описать игрушку.
2.Из какой сказки эта игрушка?
3.Какой это народный промысел? (можно рассмотреть ещё несколько Дымковских игрушек , сравнить их.
4.Где можно было на Руси увидеть печку? (Вспомнить, что такое дворец и что такое изба)
5.Из чего делали печку? Кто спал на печке? (дети, старики)
6.Как украшалась печка?
6.Как одет Емеля? Что у него на ногах? (лапти)-Можно провести продуктивную деятельность –плетение из полосок бумаги.
7.На чем играет Емеля? Что это за музыкальный инструмент?(балалайка)-можно рассмотреть ещё струнные инструменты.
8.Подбери рифму к слову :печка-(свечка, овечка ,колечко, крылечко)
-Емеля-(неделя,
9.Сочиняем свои стихотворения с рифмами.
10.Пословица: Мели Емеля, твоя неделя. Что она означает?
11.Сколько слогов, гласных, согласных в слове Емеля, печка?(Можно поиграть в школу для Емели, где ребята на магнитной доске выкладывают слова)
12.Игра «Цепочка слов»
Емеля-яблоко-одежда (пользуемся всем уголком прекрасного)

Образовательная ситуация «Чудо-юдо-рыба-
кит»
1.Что изображено на фотографии?
2.Какой это народный промысел?(Гжель)
3.Из чего сделана эта игрушка?(фарфор) Фарфор впервые был получен в 620 году в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 году  удалось получить европейский фарфор. Фарфо́р — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смесикаолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины . Каоли́н — глина белого цвета.
4.Как вы думаете какое назначение этого предмета?(Это маслёнка)
Игра «Образуй новое слово»:
Сахар-(сахарница),. Кофе-(кофейник), чай-(чайник), сливки-(сливочник), конфета-( конфетница) , соль-(солонка), перец-(перечница), и т.д.
5.Рассматривание репродукции К .Коровина «Чаепитие на веранде» .Отметить, что на столе посуда Гжель.Можно пофантазировать и представить, как бы мы поставили нашу маслёнку и т.д.
6.Из какой сказки этот персонаж?(Конёк- горбунёк)
7.ТРИЗ:Придумайте ещё применение этой маслёнки.
8.Правильно ли назвали «Чудо-юдо-рыба-кит»?.Кит-это рыба?А почему же так назвали?
(Можно зачитать отрывок из сказки за что была наказана «Чудо-юдо-рыба-кит»)
9.Игра «Подбери рифму»
Кит-(лежит, сопит, заживит, наградит, стучит, говорит, кричит,молчит, рычит и т.д.)
Сочиняем своё стихотворение с рифмами.
10.Сколько слогов в слове :рыба, кит, чудо, ?Сколько гласных и согласных?

Образовательная ситуация «Жар птица»

1.Из какой сказки эта птица?(« Иван Царевич и серый волк» «Конёк-горбунок»
2.Почему птица называется «Жар»?
3.Сказочная ли это птица или настоящая?
4.Какой это народный промысел?(Дымково)
5.Опиши игрушку.(Можно обратить внимание на ажурный хвост, корону на голове птицы , основные элементы Дымковской росписи-волна, точки, горошины, и клетки., на яркость красок :красные, жёлтые, зелёные, синие. Вместе подумать почему мастера раскрашивали так ярко эти игрушки?(Лепились для Ярмарки, изначально это были свистульки).Вспомнить, что такое Ярмарка?
6.Беседа-рассуждение:Почему так назвали –Дымковская игрушка?(С высокого берега реки Вятка, возле города Киров , можно увидеть деревню Дымково.Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, вся деревня как будто бы в дыму, в дымке, вот и повелось это название деревни-Дымково, и игрушки, которые мастерицы расписывали для Ярмарки назвали Дымковские.)
Кисточек у них не было, чем же расписывали игрушку?
(Палочками, обмотанными льняными лоскутами)
7.Можно для сравнения рассмотреть Дымковскую барышню .Рассмотреть значение слов :капор, кокошник, пелерина. ( Ка́пор — женский головной убор , соединяющий в себе черты чепца и шляпы.
У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку. Капор удерживался на голове— широкими лентами, завязывавшимися под подбородком бантом.,
Коко́шник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца[4] или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.[5]
- ПЕЛЕРИНА: накидка на плечи, обычно немного не доходящая до пояса
8.Игра «Магазин».Педагог предлагает купить игрушку, но просит ребёнка объяснить, для чего она ему нужна.
9.На какой звук начинается слово «Жар птица»?Хлопни в ладоши , если услышишь в словах звук (Ж).


Образовательная ситуация «Дед тянет репку»
1.Из какой сказки игрушка? (Репка)
2.Какой это народный промысел? (Дымково?)
3.Опиши игрушку.
4.Что на ногах у Деда? (Лапти)
5.Что такое лапти? (Пользуемся папкой-Устаревшие слова и выражения)
6.Слушание народной песни «Ох, лапти мои» в исполнении Омского Русского народного хора.
7.Репа-что это, овощ или фрукт?
8.Беседа о репе.(На Руси издавна выращивали репу.Картофель завёз из Европы 300 лет назад Пётр I .Репу варили, парили, тушили, запекали, ели сырой и т.д)
Родиной репы считается Западная Азия. Это одно из древнейших культурных растений. Репа была введена в культуру около 40 веков назад. Древние египтяне и греки широко возделывали репу, но считали её пищей рабов и беднейших крестьян. В Древнем Риме печёную репу употребляли уже представители всех сословий. Со временем репа распространилась в Западной Европе. На Руси репа с древних времён была важнейшим продуктом питания, о ней существуют упоминания в древних летописях. До XVIII века репа была главным овощем рациона питания у русских, затем постепенно была вытеснена картофелем.
В России издавна известно выражение «проще пареной репы»,(подумать, что означает это выражение?)
9.В каких сказках ещё встречается репа?(Вершки и корешки)
10.Творческая мастерская :Изготовление масок для игры –драматизации сказка «Репка».
11.Игра «Добавь слог»
РЕ- (- ПА, - КА ,- ДИС, - ЧКА,- МЕНЬ,- ПЕЙ, -БЯТА,- МОНТ и т.д)
ДЕ-(РЕВО, -РЕВНЯ,- ЛО-,ТИ, -КАБРЬ и т.д)
12.Игра «Скажи ласково»
Дед-(…), лапти-(…), рубашка-(…), борода-(…),штаны-(…),
Репа-(…),игрушка-(…),рука-(…),земля-(…), и т.д.
13.Игра «Придумай предложение»
(Слова по игрушке, которые использовалтсь в игре №12 )
14.Игра «Придумай слово»
КОПАЛ-(выкопал, закопал, перекопал, подкопал, прикопал,
накопал,раскопал, докопал, окопал и тд.)
15.Сравни игрушку-Дед тянет репку и –Емеля на печи.Чем похожи эти две Дымковские игрушки, а чем отличаются?
(Напоминаем, что сравниваем по форме, цвету, размеру, можно придумать ещё свои отличия и зарисовать их на мнемотаблицах)

Образовательная ситуация «Маша и медведь»

1.Из какой сказки эта игрушка?(Маша и медведь)
2.Какой это народный промысел? (Богородская игрушка)
3.Из какого материала сделана эта игрушка? (дерево)
4.Почему игрушки назвали Богородские?
Богородская резьбабогородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липыольхиосины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области).
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».
Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).[2]
Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным[3], превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

5.Придумать диалог между Машей и медведем .Разыграть его.
6.Придумываем свою сказку с персонажами Маша и медведя.
7.Из чего на Руси делали короба, который несёт медведь?
(из бересты, луба-значение смотреть в папке –Устаревшие слова и выражения)
8.Поговорка –Наговорил с три короба .Как вы понимаете эту поговорку?
9.Игра «Придумай загадку»
Дети придумывают загадки про медведя, про короб,
10.Игра «Скажи наоборот»
Большой-(…), девочка-(…),высокий-(…),добрый-(…), умный-(…),голодный-(…),толстый-(…), тёмный-(…),трудолюбивый-(…), и т.д.
11.Разгадывание загадок.
-Зимой лапу кто сосёт? Очень сильно любит мёд. Может сильно зареветь ,Как зовут его(медведь)

Бурый в лесу проживает,
А белый в Антарктике рыбку гоняет.
Каждый силой обладает,
И его по реву все узнают.
Он в берлоге лишь живет,
И опасность он всегда несет.
Дети, ну же, угадаем,
Все мы зверя называем!

Зверь активный и большой,
Спит он зимней лишь порой.
Хищник страшный, но красивый,
Лишь в лесу всегда счастливый.
Там берлога всегда есть,
Знает каждый его здесь.
Ну-ка дети, отгадайте,
Зверя смело называйте
     



     Подборка игр к репродукциям и фотографиям по образовательной ситуации"У самовара"

Презентация по ссылке :




Мониторинг:

1.Педагогическое наблюдение
2.Диагностические методики(«опиши картину»,»Расскажи, что знаешь о..»)
3.Анкетирование родителей.

Диагностическое задание  «Опиши картину»

Цель: выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников.

 Диагностирование  проводится индивидуально или в подгруппе детей из 5-6 человек, при самостоятельном ответе каждого из них.

2.Ответить на следующие вопросы
:-Нравится ли тебе эта картина и почему?
 – Как ты думаешь о чём эта картина ? 
–Какое настроение у картины? 
– Как бы ты назвал эту картину? 
– «Пара слов»-ребёнок выбирает из пары слов выбрать те из них , которые подходят к картине:тихий-громкий,весёлый-грустный,яркий-тусклый, холодный-тёплый, вкусный-невкусный и т.д
-как ты думаешь, почему художник воспользовался именно этими красками? 
– если бы ты волшебным образом попал в картину,что бы ты услышал, почувствовал? 
– художник назвал картину…Как ты думаешь почему?
 – Нарисуй свои впечатления о картине.



                                 

Мастер – класс для родителей по теме "Можно ли играть с книжной иллюстрацией или с репродукцией вместе с ребёнком?»
 Цель: научить родителей основным  игровым приёмам  при рассматривании  репродукций картин вместе с детьми
Задачи:
1.Рассмотреть основные  приёмы музейно-педагогической технологии:
-приём вхождения в картину
-приём придумывания диалога
-приём ассоциаций
-приём сочинительства
-приём сравнения
2.активизировать и развивать интерес родителей к искусству
3.развивать  их эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности
Оборудование:
1.Мультимедийный экран
2.Репродукции картин И. Остроухова «Осень золотая»,
И. Шишкина «Зима», И. Левитана «Зимой в лесу»
3.Таблички - вывески с основными приёмами
4.Цветные карандаши, бумага
5.Фрагменты музыки А. Вивальди «Осень», П. Чайковского «Осень»
6.Чистоговорки для участников мастер-класса
Ход мастер-класса
Вопрос к аудитории: 
-Представьте себя ребёнком. Перед вами выбор-посмотреть мультфильм или рассматривать висящую на стене репродукцию или картину. Что вы выберете ?(ответы) Почему ?(ответы)
-Как вы считаете можно ли сделать процесс  рассматривания картины занимательным, весёлым, игровым? Другими словами, можно ли играть с картиной? (ответы)
- Попробуем в этом разобраться.
-В музейно-педагогической технологии есть много приёмов, позволяющих превратить рассматривание картины 
 в  увлекательную игру:
-приём вхождения в картину
-приём придумывания диалога
-приём сочинительства
-приём ассоциаций
-приём сравнения
- Мы попробуем на примере нескольких картин известных художников рассмотреть эти приёмы и ответить на вопрос
«Можно ли играть с картиной?»
-Итак, приглашаю вас в путешествие в Мир Прекрасного!
(звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Осень.», и на экране появляется репродукция картины И. Остроухова  «Осень золотая»)
(показываю табличку - вывеску «Приём вхождения в картину»
-Это картина художника И.Остроухова « Осень золотая», но чтобы она нас впустила нужно произнести волшебные слова:
(на слайде чистоговорки для аудитории) )
-ра-ра-ра-ра-отправляться нам пора
-ны-ны-ны-ны-нам преграды не страшны
- (прошу с собой в картину 4-5 человек помощников) 
- Итак, крибле-крабле бум, мы превращаемся в осенние листочки(поднимаем руки вверх и кружимся) и кружась влетаем в картину.
Физкультминутка: Мы осенние листочки, мы летели, мы летели, и на землю тихо сели)
Вопросы:
-Какое время года  мы видим вокруг?
-По каким признакам мы определили, что это осень?
-Какое настроение  у этого леса?
-Что вы видите?
-Какой запах в лесу? (элементы дыхательной гимнастики)
-Какие бы листья ты собрал?
- Разгребём ногами листву.  Что вы слышите?
-Подходим к деревьям, которые вдали. Какие они корявые, интересные. Попробуем пофантазировать на что они похожи?
(Показываю вторую табличку  « Приём придумывания диалога»)
-Что ещё мы видим? (двух сорок). Они даже не обращают на нас внимание, видимо у них важная беседа. Какой у них красивый «наряд», словно в парадные костюмы одеты сороки, серые и белые перья контрастно выделяются на фоне золота листвы.
-А может эти сороки волшебные, и говорят на понятном нам языке.
Физкультминутка (на цыпочках подкрадёмся к сорокам, и подслушаем о чем они говорят?)
-О чём говорят сороки?
-Разыграем их диалог? (участники разыгрывают диалоги)
(приветствуют друг друга, спрашивают, как дела, им тоже не нравится дождь, холод по утрам, всё сложнее добывать вкусную пищу – жучков, паучков, но есть ещё ароматные последние осенние ягоды и т. д.)
(показываю  третью  табличку «Приём сочинительства»)
-Я скажу вам по секрету, что  одна сорока прилетела из соседнего леса, а там у них  произошла необычная  история.
(по кругу участники, по одному предложению сочиняют историю. Может  у зайчихи родились зайчата (листопаднички), а лиса задумала их съесть и т.д.)
(показываю четвёртую табличку  «Приём ассоциаций)
-(на бумаге, А-3, нарисованы 3 линии: прямая, зигзагами и пружинкой)
-Какой линией можно изобразить падающий лист, грохот в лесу, тишину?
-Как вы считаете, если бы мы сейчас услышали музыку, она бы была быстрая, весёлая, или спокойная, грустная?(ответы)
Ну вот, и пришло время возвращаться из картины, но что бы она нас выпустила нужно сказать слова – прощалки. (участникам предлагается по очереди сказать одно слово или назвать предмет, с чем у них ассоциируется этот необычный лес (можно нарисовать).
- Машем на прощанье лесу рукой и превращаясь в листочки, вылетаем из картины (физкультминутка).
(показываю пятую табличку «Приём сравнения»
- По пути домой заглянем ещё в две картины .
(на экране картина И.Шишкина «Зима»)
- Какое время года изображено на картине? Одеваем лыжи и поехали! (Физкультминутка)
-Солнышко, светит, красота!
-Чем пахнет в лесу? (ответы)
-Зачем мы одели лыжи? (ответы) (можно поэкспериментировать почему лыжи не проваливаются в снег)
-Потрогаем снег, какой он на ощупь? (ответы)
(на столе вата, бумага,камень, ткань  и т.д.предлагается на ощупь определить, какой снег в лесу.)
-на ветке сидит птица, наблюдает за нами, не будем её беспокоить и заглянем  в другую картину.
(на экране  появляется картина И.Левитана «Зимой в лесу») (слайд 6)
- Ой, что то я не хочу в эту картину, а вы?
- Что придает чувство страха? (волк, корявые деревья)
- Приедем в группу, вспомним сказки про волка, в следующий раз расскажем ему, чтобы он нас не обидел.
- Ох, да что-то картина не хочет нас выпускать, просит прохлопать или нарисовать ритм на картине (участники хлопают в ладони или рисуют ритм).
- Вопросы:
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Используя приём ассоциаций, нарисуйте, с чем ассоциируется наше путешествие.
(участники-помощники проходят на место)
Вопрос ко всей аудитории:
- А теперь вернёмся  к нашему вопросу: «Можно ли играть с картиной»?


Программа кружка «Мы входим в мир прекрасного…»
(реализующего музейно-педагогическую программу
«Здравствуй, музей»)

Содержание:
1.Пояснительная записка
2.Цели и задачи кружка
3.Организационно-методическое обеспечение
4.Формы и методы
5.Планирование
6.Литература

Пояснительная записка:
Предлагаемая программа является вариантом раздела «Мы входим в мир прекрасного»(ступень дошкольного образования:старший дошкольный возраст)многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», разработанной специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея совместно с кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им.А.И.Герцена.
Данный вариант программы ориентирован не только на традиционные задачи формирования художественной культуры и эстетического опыта ребёнка, освоение им навыков материально-художественной деятельности, в том числ с использованием компьютерных технологий, но и на формирование у детей подготовительной группы навыков визуальной культуры.

Цели и задачи:
Цель программы-сориетировать дошкольников подготовительной группы, в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.
Задачи:
-развитие художественно-эстетического восприятия и образного мышления;
-обогащение опыта познавательной деятельности, направленной на освоение окружающей среды средствами изобразительного искусства;
-формирование основ музейной культуры, развитие музейной коммуникации, ценностного отношения к музейным предметам и музею в целом;
-создание условий для проявления детьми эстетических эмоций и чувств, развития эстетических интересов и формирование эстетических предпочтений;


Организационно-методическое обеспечение:
Программа расчитана на  9 месяцев по 1 зтию в неделю, длительностью 25-30 минут.Возраст детей -6-7 лет.
Учитывая особенности возраста, первичным  и принципиальным в осуществлении программы является приобретение «опыта насмотренности».Формирование данного опыта способствует «погружение» ребёнка в насыщенную эстетически привлекательными объектами окружающую среду, что обеспечивается:
-музейным ресурсом , который позволяет приобрести ценный опыт общения с подлинниками в гармоничной эстетической обстановке;
-организацией обогащённой эстетическим компонентом предметно-развивающей среды в группе детского сада:
мини - музей, предметы народных промыслов,уголок прекрасного ( выставка-коллаж репродукций картин, фотографий по блокам, изучаемых  в рамках кружка или репродукции картин того художника , чью экскурсию  посетили недавно.)
-использование в воспитательном процессе окружающей ребёнка природы, городского пространства через проектную деятельность(  Проект «Люблю и знаю свой родной край)

Формы и методы:
-работа в тетрадях для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного»
-посещение  ООМИИ им.М.Врубеля (один раз в месяц)
-проектная деятельность : исследовательские альбомы по проекту «Люблю и знаю свой родной край»-скульптуры и достопримечательности г.Омска,фонтаны, мосты, музеи, театры, архитектура родного города;
-участие в конкурсах рисунков после посещения выставок
-рассматривание репродукций, фотографий, коллажей, экспонатов мини- музея:
-экспериментирование(с красками, водой, линиями, фактурами и проч.)
-беседа, ситуативный разговор;
-продуктивная деятельность;


Планирование:
Блок I: «Путешествие по волшебному городу
Сентябрь:1-2. «История  города в в памятниках»

-способствовать формированию у дошкольников представлений о культурно-историческом пространстве города Омска
-развивать интерес к культурной жизни города
-развитие образного мышления
-умения по стихотворению, загадке узнавать достопримечательности города Омска;

3-4. «Иду в музей»
-учить придумывать эмблему для каждого типа музея;
-учить рисовать и украшать билеты в музей;
-рассматривание афиш;
-придумывание своей афишы для воображаемой выставки;

Октябрь:
1-2. «Вот  эта улица, вот этот дом…»
-Познакомится с понятиями живопись и графика;
-экспериментирование с различными материалами для  изо- деятельности;
-развитие мелкой моторики;
-учиться рисовать эскизы клумб
-развитие творческого воображения;
3-4.
-рассматривание различных вариантов оформления окон;
-придумывание и украшение своего собственного окна4
-развитие внимания(найди тень от памятника)
-разгадывание ребусов;
-развитие фантазии (нарисуй  экспонат и придумай как он туда попал);

Блок  II  «Человек и природа»
Ноябрь:
1-2. « Эти чудо линии»
-развитие образного мышления;
-учить определять характер линий;
-развитие мелкой моторики;
-развитие воображения;
- учиться дорисовывать деревья, используя разные линии и штрихи;
3-4 «Холодные и тёплые цвета»
-рассматривание репродукций с пастельными и яркими цветами;
-экспериментирование с красками;
-учиться подбирать палитру к картине;
-развитие фантазии(подбираем цвета для грустных и хмурых героев и напротив для весёлых и жизнерадостных)

Декабрь:
1-2. « По морям , по волнам…»
- учится определять характер картины на примере репродукций И.К.Айвазовского и других маринистов;
-развитие внимания (какой из этих фрагментов относится к рисунку);
-учиться рисовать море  способом рисования по сырому;
3-4. «Цвет и свет в природе»
-рассматривание репродукций А.К.Саврасов «Закат над болотом», «Радуга», «Вечер»;
-экспериментирование с цветом;
-использование приёма «погружение  в картину»
-развитие воображения;

Блок III»История в деталях»

Январь:
1-2. « Символы эпохи»
-рассматривание репродукции А.П.Антропова «Портрет Екатерины II»;
-определять к какой эпохе принадлежит предмет;
-составлять натюрморт с предметами, ввести понятие –композиция;
-придумывать и рисовать рамы для таких картин;
3-4 «История предмета в деталях»
-познакомится с понятием –скульптура;
-рассмотреть разные фактуры;
-попробовать при помощи разных штрихов передать фактуру шерсти;
-развитие творческого воображения(дорисуй формы , превратив их в разные предметы);
-познакомить с понятиями простые и сложные формы;
Февраль
1-2. «Линия характера(История книги)»
-развитие творческого воображения(кто может прятаться в этой кляксе?);
-рисование способом кляксографии;
-познакомить с понятием –иллюстрация;
-рассматривание иллюстраций к известным сказкам;
-рисование своих иллюстраций к любимой сказке;
3-4.
-знакомство  с понятием – вензель;
-рассматривание необычных букв;
-рисуем и украшаем первые буквы своего имени и фамилии;

Блок IV «Русичи»

Март
1-2. «Русичи»
-познакомится с интерьером русской избы;
-развитие мелкой моторики;
-рассматривание узоров , которыми раньше украшали ткани;
-развитие творческого воображения(придумай и нарисуй как выглядела хозяйка этого кокошника_;
3-4. «У самовара»
-рассматривание произведений народных промыслов(Гжель,Хохлома,Городец,Жостово);
-подбор цветов к определённому промыслу;
-знакомство с традициями Русского чаепития;
-украшаем праздничный стол посудой;
Апрель
1-2. «Русский дух»
-рассматривать изображения богатырей;
-украшаем свой богатырский щит и раскрашиваем его яркими цветами;
-рассматривание репродукции И.Я.Билибина»Илья Муромец и Соловей разбойник», «Илья Муромец и Светогор»;
-развитие речи(какими качествами должен обладать богатырь защитник?);

Май
1-2 «Прекрасный мир жилища»
-познакомится с понятием –интерьер;
-рассматривание репродукций  С.А.Виноградова «Старая усадьба», «В доме»;
-учимся создавать уютную гостиную, расставив предметы в комнате;
-учимся декорировать стены и пол комнаты;
3-4. Повторение пройденного»
-словарик хранителя прекрасного(повторение понятий афиша, билет, витрина, иллюстрация, картина, узор, экспонат, и т.д.)
-игра «Большое музейное путешествие»
-рисуем ларец с сокровищами;


Литература:
1.Методические рекомендации и образовательная программа для педагогов ДОУ, музейных педагогов, и студентов педагогических вузов.Санкт-Петербург 2013 г.


                   




Комментариев нет:

Отправить комментарий